Ну а вдруг население ничего не поймет?
Что-то оно поймет в любом случае. Хотя бы то, что из таких заклинаний как "16 баллов по Векслеру, фактор В+ по Кеттеллу, композитная оценка = 2 станд. балла, Е = 9 стенов" сделан какой-то невыгодный для подэкспертных вывод. Но это в лучшем случае никого не впечатлит, в худшем - вызовет недоверие: умные слова - неуважение к народу. Научный выпендреж полезно сочетать с народной сермяжной правдой.
Начать с того, что вообще-то психологическая часть распадается на два раздела, один в отношении Низовкиной Н.Ю., другой в отношении Стецуры Т.С. Но для того, чтобы сермяжная правда была еще проще и правдивее, характеристики нам обеим даны совершенно одинаковые. Целые куски из характеристики переносятся от одного человека к другому. Во многих местах эксперты даже не меняли фамилии, а обходились шаблонным оборотом "у обеих подэкспертных"... А если бы нас двадцать человек было? Складывается впечатление, что шаблон вообще был написан заранее, а затем перекопирован два раза к разным людям.
Ну и вывод соответственный: как личности мы просто клоны. Ради приличия в скобках пестрят оговорки типа "у одной в несколько большей степени, чем у второй".
Процитируем документ:
"Индивидуально-психологические особенности Низовкиной Н.Ю. и Стецура Т.С. имеют очень много общего:
у обеих хорошо развита интеллектуальная сфера, общий интеллект (у Низовкиной Н.Ю. - лучше, чем у Стецура Т.С.) при этом, у обеих - низкий социальный интеллект, как способность правильно понимать поведение людей, особенно - логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия;
у обеих подэкспертных схожие типологические особенности и ведущие тенденции, а именно:
- у обеих сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы, лежащий в основе их, в целом, холерического типа темперамента;
- обе являются ярко выраженными акцентуантами, с ведущим демонстративным типом акцентуации, в основе которого лежит потребность и стремление производить впечатление, эгоцентризм, жажда внимания к своей особе, эпатажное поведение;
много общего и в характеристиках эмоционально-волевой сферы подэкспертных, в частности:
- обеих характеризует глубинная, внутренняя тревожность на фоне эмоциональной неустойчивости, которую они стремятся скрыть;
- у обеих отмечается враждебный, агрессивный характер эмоций, "хроническая" злость, характерная для социопатов (у Низовкиной Н.Ю. больше, у Стецура Т.С. - несколько меньше); обе агрессивны, не видят в этом ничего плохого и склонны принимать свое раздражение и агрессивность как нечто естественное;
- у обеих снижен самоконтроль поведения (у Низовкиной Н.Ю. - в большей степени, у Стецура Т.С. - в меньшей степени), но завышена самооценка своих волевых качеств (у Стецура Т.С. в большей степени, у Низовкиной Н.Ю. - в меньшей);
- у обеих отмечаются интеллектуализированные формы враждебности u юношеская/незрелая мятежность скорее безрассудного типа (со стремлением разрушать).
Такие характеристики эмоционально-волевой сферы обеих подэкспертных, как юношеская/ незрелая мятежность на фоне завышенной самооценки своих волевых качеств, свидетельствует об их эмоционально-волевой незрелости.
у обеих подэкспертных схожие личностные особенности, а именно:
- обе подэкспертные имеют завышенную самооценку с гипертрофированным самоуважением; у обеих повышен уровень потребности в ощущениях (у Стецура Т.С. - больше, у Низовкиной - меньше), что будучи в большей степени свойственно подросткам, свидетельствует об их личностной незрелости;
- для обеих подэкспертных альтруистическая направленность, как потребность в содействии и помощи другим людям, иными словами, декларируемая ими правозащитная деятельность, на самом деле - малозначима;
- у обеих подэкспертных отмечается выраженное стремление к самоутверждению и независимости, в большей степени свойственное подростковому и юношескому возрасту, с игнорированием социальных условностей и агрессивным отстаиванием своих прав;
- у обеих подэкспертных преобладает мотивация достижения (у Стецура Т.С. тема успеха преобладает несколько больше, чем у Низовкиной Н.Ю.);
- у обеих подэкспертных снижена сила "сверх-я"/совестливость, что свидетельствует о наличии значимых социопатических тенденций, в силу несклонности обеих испытывать чувство вины и их высокой нечувствительности к оценкам окружающих;
- обе смелы, самоуверенны и нечувствительны к угрозе; у обеих богатое воображение, поглощенность идеями и фантазиями".
Вообще терминология ученых максимально адаптирована к народному ликбезу. Хроническая злость и тревожность, "агрессивны и не видят в этом ничего плохого", "завышенная самооценка и выраженное честолюбие", "гипертрофированное самоуважение", упрямство, "поглощенность идеями и фантазиями", "проявляет себя настойчивой, раздражительной, независимой, несклонной забывать ошибки других личностью". Просто и обличительно.
Или: "подэкспертная (Т. Стецура) декларирует доверчивость, теплоту и сердечность в общении, однако это плохо сочетается с присущей ей враждебностью". Где? Эксперты и не думают пояснить, кто и когда такое декларировал, ведь пояснять они вообще ничего не обязаны. Ответы в тестах мы давали довольно жесткие. Может, в беседах с Малининой? Или на допросах, раз уж взяли их за основу? Так это явно не к нам.
Вот пассаж, понятный каждой кухарке, а для пущей понятности повторенный дважды.
"В отношении Н. Низовкиной: "большое количество крайних оценок в профиле Кеттелла заставляет предположить, что подэкспертная манипулировала своими ответами, чтобы исключить те, что могли бы представить ее в невыгодном свете, вызвав подозрение о невротических отклонениях, однако..."
Разберемся. Тесты даются, исходя из добросовестности подэкспертных: что пишут, то и есть. Но если результаты неудобные - они признаются недействительными на основании лживости!
(При этом для проверки лживости есть особый блок вопросов. Как я прежде писала, там были утверждения типа "Я никогда не лгал", "Я никогда не нарушал обещаний" - и мы обе понаставили "нет", то есть: лгал, нарушал! Поэтому мы точно выдержали испытание на правдивость. Однако эксперт эти показатели проигнорировала).
А дальше про меня так: "однако чрезмерное отрицание любого неблагополучия позволяет предположить, что в основе подхода подэкспертной к тестированию лежит глубинная тревожность (по всей видимости, ей приходится чрезмерно напрягаться, чтобы успешно блефовать)".
Итак: подтверждаешь "неблагополучие" - тревожен, а отрицаешь - тоже тревожен, да вдобавок блефуешь! Напоминает инквизицию: сознаешься под пытками - ведьма, не сознаешься - тоже ведьма, поскольку дьявол помогает тебе не ощущать боль.
Теперь сравним, что написано в отношении Т. Стецуры: "большое количество крайних оценок в её профиле Кеттелла также заставляет предположить, что подэкспертная манипулировала своими ответами, чтобы исключить те, что могли бы представить ее в невыгодном свете, вызвав подозрение о невротических отклонениях+" И дальше: "однако чрезмерное отрицание любого неблагополучия позволяет предположить, что в основе подхода подэкспертной к тестированию лежит глубинная тревожность (по всей видимости, ей приходится чрезмерно напрягаться, чтобы успешно блефовать)".
Слово в слово! Повторенье мать ученья!
Задевают такие вещи: "подэкспертная чувствует и осознает свою несчастливость, но прячет ее за декларативно завышенной самооценкой". Естественно, это у обеих. Исходили эксперты, видимо, из мещанских представлений о том, что подследственные радикалы не могут быть счастливы.
Так ли это? И бомж на помойке, и приговоренный к смерти может быть счастливым. Но исходя из комфорта и безопасности, возьмем альпиниста: тяжело, мускулы напряжены, можно разбиться, добрался до привала - в ванну не залезть, страдание! По такой логике, все альпинисты очень несчастливые люди. А ведь это излюбленное развлечение богатой молодежи! Тогда все призывники, которые охотно идут в армию, - садомазохисты. А ведь это защитники Отечества...
В конце концов, люди, "поглощенные идеями и фантазиями" и любящие "щекотку риска", имеют того и другого в изобилии, так почему бы им счастливым не быть?
Хунтари и словари
Если фамилия "Малинина" рождает смутно-сладкие ассоциации с малиной и Сталиным ("Что ни казнь у него, то малина"), то "Судоплатова" вызывает уверенные подозрения ("суд заплатил"). Эксперт по лингвистической части Галина Судоплатова появляется в тексте экспертизы впервые. Полубезымянная, безголосая, она и в тексте заключения отметилась весьма скромно.
Первое впечатление: вообще непонятно, о чем тексты, которые исследуются экспертизой. Нет банальных вещей: изложения их тематики, 2) цитат, 3) разбора текстов как такового.
Лингвочасть, несмотря на мизерный объем в три страницы, нашпигована приписками. В статье "Медведтепель", помимо пресловутого мягкого знака в названии, отсутствует странное понятие "бесчеловеческий режим"; нам как авторам приписаны обороты из цитируемой нами статьи Елены Маглеванной (о которой собственно и речь). Например, "чем уфсиновские палачи обосновывали столь зверские пытки, сравнимые с теми, что имели место в гитлеровских концлагарях?" - слова Маглеванной, после которых, кстати, идут подробные описания пыток. Цитируемые тексты не должны служить ни лингвистической, ни личностно-психологической характеристикой авторов или их текстов, это грубая ошибка.
Зато сами эксперты цитировать нас явно боялись. За все время отсутствует хоть одна авторская цитата, состоящая из более чем двух слов. А ведь одно-два слова - если это не авторские неологизмы вроде "хунтарей" - цитатами не считаются. Не станешь ведь оценивать языковые качества текста по односложным цитатам типа "дом", "хлеб", "собака"+ А по "произвол", "геноцид", "милитаристы" - выходит, можно?
Сама лингвочасть начинается с глубокомысленного рассуждения о том, что представленные материалы являются текстами (а не верблюдами). При этом, анализируя их целостность, отделить авторские слова от цитат эксперты и не подумали! Внешний объективизм все-таки не удержал их - прорвало: "Для объективности (!) следует сказать, что данные тексты невысокого качества, поскольку авторы не всегда логично переходят от одной мысли к другой, иногда не доводят мысль до завершенности".
Значит, научным работникам неизвестен такой художественный прием: специально оставлять недосказанность, неразрешенность вопроса, замирать на кульминации? Они когда-нибудь видели резкую смену кадров на кинопленке? Не всегда логичную. Именно это подтверждает невысокое качество репортажа или фильма - контраст и монтаж?
"Кроме того, в текстах содержатся стилистические погрешности".
Однако ни одной стилистической погрешности не приведено. Можно, конечно, отрезать, что это не относится к существу исследования, а сказано так, для объективности. Но разве объективность проявляется в голословных оценках качества? "...Обнаруживая при этом недостаточность и односторонность своих знаний об этих событиях, прибегая не столько к фактам, сколько к эмоциям+ в текстах отсутствует объективное разъяснение каких-либо идей (событий)", - это из области: чья бы корова мычала.
Напрямую назван вербальный экстремизм (правовая оценка, выход за пределы компетенции). В другом месте то же выражено уклончивее: "вербальное проявление нетерпимости в речи (провокационные листовки и пр.)".
Хотелось бы спросить: а бывают непровокационные листовки? Листовка - улично-пропагандистский жанр, хотя бы потому его отличает яркая оценочность и упрощенность выводов. Но провокационность близка к призывам, притом не имея правового значения, что очень развязывает руки экспертам. Правда, и научного значения слово "провокационность" тоже не имеет.
Ну а сказано ли хоть что-нибудь о содержании статей, если уж цитировать их нельзя?
Что ж, вот все изложение:
"Статья "Бурятия, не будь Андижаном!" Тема текста - судьба Бахтияра Умарова. Идея - Бахтияр Умаров стал жертвой деятельности ФСБ, которая сфабриковала против него уголовное дело. Цель статьи - "проинформировать" читателей о судьбе Бахтияра Умарова и "разоблачить" деятельность ФСБ".
Кто такой Бахтияр Умаров? Каковы доказательства фабрикации и есть ли они вообще?
"Листовка "23 февраля - день Тра-ура!" Тема - праздник 23 февраля. Идея - 23 февраля - "Праздник геноцида!" Цель - "осудить" деятельность сотрудников МВД и военнослужащих".
Почему геноцида? Какая еще это дата, помимо праздника? За что осудить?
"Публикация "Медведтепель шагает! Наш город на краю?" Тема - уголовно- исполнительная система России. Идея - уголовно-исполнительная система России - "преступная" система, которая "преследует людей и осуществляет геноцид наций". Цель - "осудить" данную систему".
Каких наций? В чем преступления УИС? Где упоминание о журналистке Маглеванной и о политзеке Зубайраеве? Вместо уяснения смысла экспертиза элегантно выворачивается: "Текст имеет своеобразную композицию: состоит из трех рубрик, объединенных одной идеей". Какой идеей? Где хотя бы слово о проблеме политзаключенных?
"Анализ содержания публикаций позволяет утверждать, что авторы Стецура Т.С. и Низовкина Н.Ю. излагают и распространяют свое субъективное u nредвзято-оценочное мнение об общественно-политических событиях в России". - Где тут, спрашивается, "анализ содержания"?
"...Обнаруживая при этом недостаточность и односторонность своих знаний об этих событиях, прибегая не столько к фактам, сколько к эмоциям. В то же время, в текстах отсутствует объективное разъяснение+" - О себе они, что ли, говорят? У нас-то в текстах факты есть, и сопоставления дат, и пытки с шурупами, и премии с цифрами. Но эксперты боятся их обнародовать!
В этом бреде позабавило следующее: слова "палач, милитарист, хунтарь, геноцид, убийства, произвол", оказывается, "в толковых словарях специальными пометами не сопровождаются". С палачом и милитаристом ясно, а вот "хунтарь"... Это в каком же толковом словаре они его нашли? Оно нами придумано! Возникает вопрос: может, они в словари не смотрели вообще?
Наконец Судоплатова отчаялась в слабости своей аргументации, или поняла, что двух страниц недостаточно. Третью и последнюю страницу своего исследования она забила пересказом текста психологической части. Она буквально скачала огромную цитату из творчества Малининой, снова о незрелости личностей, квазиправозащитной деятельности и низком уровне социального интеллекта.
Отсюда и родился этот апофеоз: "Однако, личностная незрелость авторов, невысокое качество текстов и многочисленные стилистические погрешности не могут повлиять на сознание, волю и поведение образованных и здравомыслящих читателей". Читающие это место не могут понять, речь об авторах или о текстах. И что означает "невысокое качество и стилистические погрешности не могут повлиять"? Может, не могут повлиять "в силу" невысокого качества и стилистических погрешностей? Или это уже не стилистическая погрешность уважаемых ученых, а свобода самовыражения?
Никакой лингвистики! Только о хорошем!
Так что же такое данная судебная экспертиза? Профанация, в которой участвуют эксперты и следователь, поставивший перед ними заведомо тенденциозные вопросы. Подмена одного вида экспертизы совершенно другим. Фактически это психиатрическая экспертиза, с полным игнорированием лингвистических задач.
Стоит сравнить с психолого-лингвстической экспертизой, проведенной сотрудниками РГГУ по делу Ирека Муртазина. Его только что приговорили к 1 году 9 месяцам колонии-поселения, но хоть экспертиза выглядит добротной. Она не содержит НИКАКИХ указаний на личностные характеристики подэкспертного! Эксперты исходили исключительно из инкриминированных текстов. Не боялись их цитировать, не только разбираемые фрагменты, но и целиком. Методы приличные: контент-анализ - количественный подсчет преступных слов, и интент-анализ - исследование смысловой однозначности и воздействия на читателей.
А какие методы у Малининой и Судоплатовой? "Эмпирические методы (наблюдение, беседа, биографический метод, психодиагностика)", "установление структурных связей между всеми характеристиками личности)".
Наблюдение и беседа - это вопросы об Аллахе, Патриархе, Литвиненко, Америке, пропаганде и пр., с фанатичными криками, с искажением ответов? Биографический метод - это метод собирания доносов от квазиправозащитников, штатных идеологов СО РАН и анонимных студентов?
"Установление структурных связей между" - это, видно, такие шедевры: "остальные оценки+ также являются завышенными, т.к. (!) для человека естественно позиционировать себя несколько выше среднего". Как, проценты завышенной самооценки (ума 79%, характера 68% и т.п.) вычислены из общего рассуждения о том, что человеку свойственно? Еще бы написали: "т.к. человек человеку волк"!
Как выводы о высоком лидерском потенциале сочетаются с выводом о незрелости личностей? Откуда вообще взялись вопросы к экспертам, не обусловленные ничем (и которые были изменены в ночь перед экспертизой)? "Имеются ли повышенная внушаемость, лживость? Каковы лидерские качества каждой и в чем они проявляются? Являются ли зрелыми личностями?"
В чем следствие увидело необходимость проверки на такие вещи? В чем мы проявили незрелость? Внушаемость понятно: состоим в организации, значит, партийное руководство внушает. Один раз внушило, вот обвиняемые и стали дальше свои лидерские качества на внушенные ценности накладывать. А лживость откуда? Из самообвинительных показаний следует скорее прямота. Или в том, что не сдали кого-то?
Каковы вопросы, таков и вектор экспертизы. "Психолого-лингвистическая" - не значит разбирать авторов на вменяемость и мораль. Это значит исследовать именно тексты и их психологическое воздействие на читателей! Причем тексты разбирать по фразам, а не выдавать сертификат качества коту в мешке, без цитат и пересказа.
Недозаключали?
Остается последний вопрос: чем вся эта судоплатная малиновщина следствию не угодила? Зачем экспертиза передана в Уральскую лабораторию?
Низкое качество? Конечно, отсутствующие слова лучше бы в тексты не вставлять и цитаты авторам не приписывать. "Хунтаря" тоже стоило в словаре поискать, есть ли оно в принципе там. Но неужто из-за этого отправлять на Урал?
Дело в том, что лингвочасть пошла по двоякому пути, нашли не все пункты обвинения, которых требовали вопросы следователя.
"Представленные на экспертизу листовка и статьи являются проявлением вербального экстремизма авторов, однако в них отсутствуют прямые призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности...
Заказ недовыполнен. Следствие задало вопрос: есть ли призывы? - значит, надо найти! Вспомнили про свою научную честь?
"...Авторы и не доходят до прямого оскорбления личности".
Зачем, вообще-то, их здесь искать? Оскорбления-то коллективные, этого в ст. 282 достаточно. Но кашу маслом не испортишь: вопрос задан, значит, надо было найти!
В сущности все понятно. Эксперты настолько увлеклись описанием безопасной незрелости обвиняемых, что перешли черту, отделяющую обвинение от помилования. А их коллеги из Уральского логова как раз на таких делах специализируются, в частности, на антивоенных лозунгах. Думается, они должны исправить политические упущения забайкальских товарищей.
Мы - неразумные дети? Но незрелость не должна снижать общественную опасность преступления! Даже в детском саду должен быть пятый угол. Совет экспертам от недовольного заказчика.
Надежда Низовкина, декабрь 2009 г.